Оказалось, что история такова: после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. Родители Матроны поначалу не придали значения сновидению девчонки (не психоаналитики они были и не священнослужители), но сон оказался повторяющимся. После третьей ночи пошли копать и выкопали. С глубины примерно 1 метра.
Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита (забавно, это имена наших будущих партлидеров :). И понеслось — чудеса, возведение Казанского собора по повелению Ивана Грозного, основание монастырей, многочисленные списки иконы по всей стране…
В 1612 году, т.е. через 33 года после обретения иконы, Минин с Пожарским успешно применили ее против поляков, занявших Кремль. В конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (чьей небесной покровительницей считалась другая икона типа «Путеводительница», т.е. одигитрия) стало вводиться общегосударственное почитание иконы. Ежегодно 22 октября — крестный ход, на Красной площади построен Казанский собор… "В продолжение последующих 150 лет десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви (…). В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной".
В общем, как теперь бы сказали, вся мощь государственно-идеологической пропаганды была брошена на это дело.
Но не уберегли. Против 28-летнего охламона никому не устоять.
Воспользуемся снова Википедией: "Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище".
Так вот, фигушки — по версии, рассказанной нашим экскурсоводом, настоящая-то икона Казанской божьей матери сохранялась в каком-то русском семействе и была передана в годы перестройки неким меценатом тому греческому мужскому монастырю, куда нас и привезли.