История Кераны тоже романтически-мученическая. Она жила в Оссе (позднее истории с Акелиной) и посватался к ней молодой солдат-турок. Дабы не обижать басурмана, Керана сказала, что лично против него ничего не имеет, но так-то вообще ни за кого замуж не пойдет, а пожизненно останется "невестой Христовой" (в духовном смысле). Турок тем не менее обиделся, настучал своему начальству и девушку отправили в крепость города Фессалоники (мы ее проезжали, развалины крепости выглядят вполне впечатляюще мрачно). Неудачливый жених на этом не остановился, подкупил охрану и проник с дружками в камеру к Керане. Избивали и мучали ее до тех пор, пока на полуживую жертву не снизошел божественный свет и не стало ясно, что она святая.
И тоже место захоронения было неизвестно до наших времен. Пока святая не самоявилась в октябре 2011 года. Престарелая монахиня Керана увидела свою тезку во сне. Та и говорит: лежу я-де в 7 шагах от креста. Отсчитали шаги, стали копать и откопали.
Экскурсовод в этом храме предлагала подойти к алтарю, ощутить благоухание и посмотреть на тапочки новомученицы в раке с мощами. Но нюхать и светить фонариком я не пошел. Вообще вся эта история, с жаром и со смаком рассказанная нашим экскурсоводом Еленой, произвела на нас весьма тягостное впечатление.
Интересно, что оба храма (как и большинство из тех, что мы видели в этой поездке) находятся либо наравне с жилыми зданиями, либо даже в лощине или низине. Это непривычно, поскольку русские храмы обычно размещаются на возвышенности, на каком-нибудь холме. А тут заходишь в храм и должен спуститься на несколько ступеней вниз. Экскурсовод наша затруднилась объяснить эту особенность. Либо-де живы традиции раннехристианских пещерных храмов, либо опять виноваты турки и ступеньки сделаны хитроумными греками, дабы османы не въезжали в церковь на лошадях. Что-то похожее на османо-конскую версию я слышал в рассказах про русские храмы и монголо-татарских оккупантов.